22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг быстро продвигался по территории Советского союза, стремясь захватить ее в как можно более короткие сроки. Одним из основных направлений вражеского наступления был город Ленинград – крупнейший центр промышленности, науки и культуры северо-запада России. 1 июля на Ленинград были сброшены первые бомбы, а к сентябрю 1941 года гитлеровцы вышли к городу и, несмотря на все свое военное мастерство, не смогли его захватить. Бойцы Красной Армии, ополченцы Ленинграда, простые жители – все встали на защиту родного города. И тогда враги взяли город в кольцо. 8 сентября началась блокада Ленинграда.
К тому времени многие студенты, выпускники и сотрудники Ленинградского ветеринарного института (ныне – Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины) ушли на фронт – большинство по призыву вступили в действующую армию, другие вошли в состав народного ополчения. По воспоминаниям А.К. Кузнецова, ставшего после войны заведующим кафедрой физиологии сельскохозяйственных животных, призыв в армию для сотрудников ЛВИ проходил в конце июня прямо во дворе института. На фронт вызвались добровольцами даже такие именитые ученые, как заведующий кафедрой гистологии и эмбриологии профессор Н.Л. Юстов и профессор кафедры микробиологии Д.С. Руженцев. Оба они были весьма преклонного возраста и получили отказ, но по другой причине – правительство выпустило распоряжение о продолжении обучения и подготовке для страны новых специалистов. Поэтому часть преподавателей института остались в Ленинграде преподавать, вести научную деятельность и оказывать помощь в тылу. Таким образом, институт продолжил свою работу и во время войны, выпустив в августе 1941 года профессионалов – ветеринарных врачей.
Обучение в институте продолжилось и во время блокады. Студенты жили в помещении кафедры неорганической химии, регулярно пережидали воздушные тревоги. На территории института располагался полк МПВО, а в августе-декабре 1941 года на территории действовали корпусный ветеринарный лазарет и три военизированные ветлечебницы. В них работали К.И. Шакалов, П.А. Алексеев и другие.
По воспоминаниям бывшего тогда студентом В.П. Павличенко, в помещении кафедры паразитологии располагался штаб полка Армии Народного ополчения Московского района. Студенты и сотрудники института помогали фронту, строили оборонительные укрепления под Ленинградом и позже в самом Ленинграде. Студенты помогали обезвреживать сбрасываемые на город зажигательные бомбы, перевязывали раненых.
Свой вклад внесли преподаватели и научные сотрудники института. Под руководством профессора А.В. Синева с участием доцентов А.М. Вильнера, В.Д. Евдокимова и В.В. Суворова проводились консультации по кормлению конского состава армии, научные изыскания по поиску заменителей кормов, а профессор Н.И. Шохор разрабатывал рационы для раненых лошадей с использованием веточного корма. Профессор И.А. Бочаров проводил работу по применению бактериофага для речения ран, профессор В.В. Конге оказал помощь в мобилизации служебных собак и сотрудничал с кинологической службой.
В Ленинграде был расположен утилизационный завод, занимавшийся переработкой трупов животных. В страшное время блокады он перерабатывал трупы животных погибших от голода и болезней. Из сотрудников ЛВИ в нем в качестве прозекторов работали сотрудники кафедры патанатомии доценты А.А. Гусев и М.А. Добин (в последствии ставший профессором кафедры). Отдельные вскрытия проводили профессора кафедры патанатомии В.З. Черняк и П.И. Кокуричев. Вскрытия позволяли установить точную причину гибели животного, что вносило весомый вклад в обеспечение эпизоотологической и эпидемиологической обстановки города.
Усилиями руководства ЛВИ занятия со студентами по установленному плану учебы не прекращались ни на день, несмотря на артобстрелы города. Во время обстрелов и бомбежек корпусам ЛВИ был нанесен значительный ущерб. По воспоминаниям доцента кафедры кормления животных В.Д. Евдокимова, осенью 1941 года авиабомбой была разрушена значительная часть здания нормальной анатомии и кочегарка. Также бомбой была частично разрушена кафедра акушерства. По его же воспоминаниям, осенью 1941 года артиллерийский снаряд разорвался на территории института около угла клиники общей и частной хирургии. В тот момент рядом находился профессор В.В. Конге, но по стечению обстоятельств сам он остался невредим, а осколками снаряда была убита уборщица.
Пострадали и другие здания. Согласно отчету ректора института В.В. Кузьмина, составленному в январе 1942 года, в результате артобстрела и авианалетов были разрушены клиники терапии крупных животных и мелких животных, была разрушена крыша административного корпуса, частично разрушены крыша и перекрытия в хирургической клинике, во всех институтских помещениях были выбиты все окна, некоторые из них вместе с оконными переплетами.
Здание анатомического корпуса после войны |
П.А. Янушкевич |
Не обошлось и без человеческих потерь. Во время обстрела города осенью 1941 года погиб профессор Н.И. Шохор, а профессор В.В. Конге скончался от истощения на исходе зимы 1942 года. Сотрудники и студенты института получали по 125 грамм хлеба в сутки и в тяжелое блокадное время выживали как могли. Согласно одному из отчетов, во время блокады из числа сотрудников института от голода умерли: профессор кафедры анатомии животных П.А. Янушкевич, доцент кафедры патанатомии П.В. Мараев, ассистент Н.И. Кулаков, комендант общежития К.Ф. Курова, преподаватель Н.И. Тихомиров.
Были жертвы и среди студентов.
Но, несмотря на тяжелейшие условия, занятия в институте продолжались. И все же, весной 1942 года было принято решение эвакуировать институт на восток, и уже в марте того года преподаватели, студенты и имущество ЛВИ были вывезены из Ленинграда. Эвакуацией руководил ректор В.В. Кузьмин, одним из его главных помощников был проректор Б.Н. Федотов.
В продолжавшем сопротивляться Ленинграде на территории ЛВИ осталась небольшая группа сотрудников и студентов во главе с профессором К.И. Шакаловым. Под его руководством была организована работа по сохранению и поддержанию зданий учебного заведения, а затем началась подготовка к возвращению института из эвакуации. По воспоминаниям В.Д. Евдокимова, в эту группу в числе прочих входили доцент П.А. Алексеев, доцент В.Д. Евдокимов, ассистент А.И. Шаповалова, секретарь учебной части Е.С. Мендюк, управляющая делами А.Ф. Соколова, лаборант П.И. Иванов и студенты. Под руководством К.И. Шакалова была организована работа по сохранению и поддержанию зданий учебного заведения, а затем началась подготовка к возвращению института из эвакуации. Возвращение растянулось на два года и завершилось в 1945 году.
После окончания войны К.И. Шакалов стал ректором, и под его руководством весь ущерб, нанесенный институту во время войны, был устранен. Таким образом, в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Ленинградский ветеринарный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины) смог выжить и продолжить свою учебную и научно-исследовательскую деятельность.
Автор: Штрейс В.А.