Голосова Ивана Михайловича (1912-1980), профессора кафедры зоогигиены,
майора ветеринарной службы
В апреле 1943 г. за боевые заслуги меня наградили орденом «Красная Звезда». В этот же период был назначен на должность терапевта ветеринарного отдела 19 армии. Штаб армии дислоцировался недалеко от линии фронта. Весь личный состав размешался в землянках, которые были вырыты на небольших буграх, а кругом было болото. Па полу в землянке постоянно стояла вода, и весной и осенью приходилось выливать ежедневно по 600-700 ведер воды.
Служба в ветеринарном отделе армии была связана с постоянными выездами в боевые подразделения. Все пороги и тропинки, ведущие к линии фронта, которые просматривались, были под постоянным обстрелом, и чтобы остаться незамеченным в маскировочных халатах приходилось продвигаться ползком.
В сентябре 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. На период наступательных действий меня назначили в состав оперативной группы офицеров различных родов войск и нас направили в боевые соединения. На меня была возложена задача совместно с ветеринарным составом воинских частей организовать ветеринарно-санитарное благополучие боевых подразделений. Боевые соединения нашей армии по бездорожью, лесам и болотам, в исключительно трудных условиях обошли по флангу укрепленные позиции противника, вышли в тыл и окружили всю группировку войск противника.
В тылу противника все обочины дорог и также тропинок оказались сильно заминированными. Поэтому без разминирования движение было возможным только по полотну дороги. После очередного похода поздно вечером в темноте для отдыха раскинули небольшую палатку. Утром при свете мы обнаружили, что мы стояли на двух противотанковых минах. К счастью вес людей оказался недостаточным, чтобы нажать на детонатор, и мы избавились от несчастья.
После окончания боевых операций на севере, наши воинские подразделения передислоцированы в г. Вологду для формирования и обучения. В течение двух месяцев в декабре-январе 1945 г. проходили учения.
В период боевых учений в районе г. Грязовец произошел следующий случай. В одну воинскую часть из колхоза привезли тушу мяса от вынужденно убитого нетеля. Начальник продовольственного снабжения части обратился ко мне с просьбой осмотреть и разрешить мясо передать на кухню. При осмотре туши была обнаружена сильная инфильтрация подкожной клетчатки в области шеи. По этой причине мною не было дано разрешение передачи туши мяса для реализации. При опросе ветеринарного фельдшера, которая обслуживала этот колхоз, было установлено, что животное в течение трех дней болело фарингитом. Применяемое лечение не дало положительного результата, и животное было убито на мясо. После этой беседы у меня возникло подозрение на сибирскую язву. Поэтому туша мяса вместе с субпродуктами с соответствующими предосторожностями на специальной автомашине, были поставлены в ветеринарную лабораторию и была подтверждена сибирская язва. Благодаря принятым мерам была предотвращена возможность заражения людей этим опасным заболеванием.
В январе 1945 г, соединения нашей армии были переброшены на западный Фронт и включены в составе 2-го Белорусского фронта. Соединения нашей армии вели наступательные операции в Померании, возле Балтийского моря. Особо упорными бои развернулись за овладение г. Гдыня. На подступах этого укрепленного района наши части несли большие потери и до подхода новых подкреплений в оборонительных боях принимал участие весь личный состав даже штаба армии. После взятия г. Гдыни, соединения нашей армии были передислоцированы в направлении г. Штеттина (Щецин). Возле г. Щецин на р. Одер 2 мая 1945 г. части нашей армии в районе г. Свинемюнде Форсировали р. Одер. Переправлялись через р. Одер на паромах, под постоянным артиллерийским обстрелом с военных кораблей противника, которые находились в устье р. Одер. Прямым попаданием снаряда на наших глазах были потоплены два парома.
9 мая в день Победы части нашей армии, в которой мне пришлось служить, находились недалеко от г. Штеттина (ныне Щецин) на р. Одер. Мне пришлось быть после прекращения военных действий в логове фашизма – Берлине. Своими глазами видел поверженный Берлин и разрушенный рейхстаг. На одной из колонн в рейхстаге была сделана надпись «от Мурманска до Берлина».
В мае 1945 г. за боевые заслуги меня наградили орденом Отечественной войны 2 степени.
После окончания боевых действий, на ветеринарную службу была возложена задача обеспечить отправку лошадей и крупного рогатого скота с территории Германии в Советский Союз. Вся трасса была разбита на участки. Мне пришлось быть руководителем на одном участке трассы в Восточной Пруссии. В нашу задачу входило не только ветеринарное обслуживание, но и обеспечение скота фуражом и водопоем. Это была очень сложная и тяжелая работа, т.к. в лесах противником были оставлены банды, которые нападали на солдат и офицеров, сопровождавших скот.
В январе 1946 г. меня назначили терапевтом ветеринарного отдела Таврического военного округа и мне пришлось покинуть Германию. В августе того же года по состоянию здоровья в звании майора ветеринарной службы меня уволили в запас.
1968 г.