У нас в библиотеке есть неприметная книга, за обложкой которой скрывается целый мир. Это мир культуры и искусства блокадного города.
В его книгах живут петербуржцы и ленинградцы, деятели культуры, науки, коллекционеры и библиофилы, из коллекций которых выросли целые библиотеки, просто люди, известные и не очень – те, кто и сделал Петербург культурной столицей.
«Театр в квадрате обстрела» – книга о тех, кто работал в Ленинграде в дни блокады, кто своим искусством помогал выстоять, не сдаться на милость голода и отчаяния.
Перед нами буквально пошаговая хронология трагических событий. И восхищение героизмом ленинградцев, которые не только выстояли в годы суровых испытаний, но и творили в блокированном городе.
Предлагаем совершить небольшую экскурсию по его книге, по адресам его героев.
Дом радио
Найдите на Итальянской улице дом № 27, постойте у него и представьте, что в сложнейшее время блокады города именно в этом здании, в Доме радио, перед микрофоном выступали выдающиеся поэты и прозаики Н. Тихонов, О. Берггольц, А. Прокофьев, Вс. Вишневский. Здесь в самые тяжёлые дни жили сотрудники радио, голодали и неизменно выходили в эфир. Радио стало кровотоком застывшего города.
Квартира Дмитрия Шостаковича
На Пушкарской улице есть дом, называемый «домом Бенуа», в котором жил Д. Шостакович с 1939 по октябрь 1941 г., до самого момента эвакуации композитора. Именно в доме № 3 были созданы Шестая и начата Седьмая (Ленинградская) симфонии, Квинтет, Первый квартет, здесь радушно принимали консерваторских учеников и друзей.
17 сентября Шостакович выступил по ленинградскому радио. «Час назад, – сказал композитор, – я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. …Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы ленинградцы, которые сейчас слушают меня, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту… Ленинград – это моя родина. Это мой родной город, это мой дом. Когда я хожу по нашему городу, у меня возникает чувство глубокой уверенности, что всегда величаво будет красоваться Ленинград на берегах Невы… Через некоторое время я закончу свою Седьмую симфонию. И тогда я снова выступлю в эфире со своим новым произведением и с волнением буду ждать строгой, дружественной оценки моего труда…».
Ленинградская филармония
Это место знаменательно тем, что в нем всю войну не прекращались спектакли и концерты. Именно в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича, как сейчас она называется, в блокадном августе 1942 года вживую была исполнена Седьмая симфония Шостаковича.
«Стойкие оловянные солдатики» Рыбацкого
Единственный детский танцевальный коллектив на фронтах Великой Отечественной войны. За время войны ансамблем было дано 3000 концертов.
Руководитель коллектива – первый в истории военный балетмейстер А.Е. Орбант.
В первые дни войны А.Е. Обрант вступил в народное ополчение, а в феврале 1942 года он получил распоряжение политотдела фронта отыскать своих бывших учеников для пополнения агитбригады 55-й армии. Ему удалось собрать всего лишь девять крайне истощенных ребят. Но уже через месяц Обрант подготовил с ними несколько танцевальных номеров.
«Зазвучал гопак. На сцену переполненного зала местной школы выбежали Нелли Раудсепп, Валя Штейн, Геннадий Кореневский и Феликс Морель. […] Опустившись вприсядку, Геннадий не мог подняться на ноги. Он делал отчаянные усилия – и не мог!.. Нелли быстро подала ему руку и помогла встать. Танец продолжался. Но вот снова приблизилась опасная фигура, – и все повторилось сначала: Геннадий не смог подняться. Партнерша снова подала ему руку. Военный баянист побледнел. Он не знал, играть ли ему или прервать этот нестерпимый номер, а пальцы сами продолжали привычную работу… Женщины, сидевшие в зале, не раз видели во фронтовых госпиталях кровь, раны, страдания бойцов. Но они еще не видели детей осажденного Ленинграда. И женщины, сидевшие в школьном зале, плакали, пока звучал и кружился перед ними этот веселый и трагический гопак, пока лихо катилось по сцене «Яблочко», подкрашенное губной помадой, пока из последних сил чеканил ритм «Красноармейский перепляс».
Женщинам хотелось согреть этих детей, обласкать их. Они не знали для этого другого способа, как кричать «браво» и хлопать в ладоши, вызывая ребят на повторение. И они кричали «браво», утирая слезы и улыбаясь.
Бригадный комиссар обернулся к залу и показал кулак. Но никто не понял этого жеста, и зал продолжал неистовствовать. Девочки и мальчики собрались было повторять номер – надо, значит, надо! – как вдруг комиссар поднялся во весь свой могучий рост и крикнул:
– Запрещаю повторять танец! Это блокадные дети, надо же понять! Зал притих».
Прямо со сцены юных танцоров отправили в госпиталь.
В 1945 году артисты ансамбля исполнили поставленные Обрантом танцевальные номера в фильмах «Небесный тихоход».
Рупор на Малой Садовой
На пересечении Невского проспекта и Малой Садовой 13 лет назад открыли необычный памятник: на углу дома расположился репродуктор. Именно такие рупоры, висящие на домах во время войны, рассказывали жителям отрезанного от всей остальной страны города новости с войны и новости из других городов. Возле них собирались толпы ленинградцев и обсуждали услышанное, радуясь каждой победе наших воинов.
Юрий Алянский рассказывает о них как о живых, как о героях:
«…Ленинградские репродукторы, все до единого, и те, что были изранены, и те, чей голос охрип от блокадных невзгод, в одну и ту же минуту торжественно провозгласили: «Внимание! Говорит Ленинград! На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших город Ленинград… Наступление наших войск проходило с двух сторон… После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»
Репродукторы повторяли эти слова живым, кричали мертвым, что идет возмездие.
Репродукторы Ленинграда, израненные, охрипшие, выстояли свою великую, небывалую вахту до конца.
Приходите в библиотеку за этой и другими книгами, дорогие читатели!