Команда российских исследователей присмотрелась к печёночной двуустке (Fasciola hepatica Linnaeus, 1758). Этот паразитический червь, обитающий в желчных протоках печени травоядных животных и человека, известен во всём мире. Фасциола обнаружена на всех обитаемых континентах и доставляет немало хлопот врачам гуманной и ветеринарной медицины и их пациентам. Основным и самым простым методом прижизненной диагностики фасциолеза является копроовоскопия, то есть обнаружение яиц фасциолы в экскрементах хозяина. Казалось бы, морфология яйца за минувшие столетия должна была быть изучена во всех подробностях. Однако выяснилось, что это не так. При обследовании зоопаркового северного оленя учёные обнаружили яйца, по всем признакам напоминающие яйца фасциолы за одним исключением. У части этих яиц были “хвостики”. Подобный признак был описан российским исследователем Д. Ф. Синицыным в начале прошлого столетия для родственного гельминта — гигантской печеночной двуустки (Fascioloides magna). Более того, Синицын утверждал, что этот признак как раз и помогает надёжно различить этих гельминтов. А различать их необходимо, потому что гигантская (или американская) двуустка действительно значительно крупнее и обитает не в протоках, а в паренхиме печени, что влияет на выбор лечения. Ещё более парадоксально то, что Синицын изучал оба вида печеночных двуусток, но “хвостики” заметил только у одного.
Для уточнения диагноза исследователи выделили и проанализировали ДНК из “хвостатых” яиц гельминта, полученных от оленя, и параллельно раздобыли на бойне взрослых особей фасциол (из печени быка). Яйца, полученные от взрослых двуусток, примерно в четверти случаев так же были снабжены “хвостиками”. Вероятно, Д. Ф. Синицын, изучавший двуусток в России и США, получал яйца разными методами. Известно, что при использовании сит “хвостики” легко отламываются (в отличие от метода последовательных промываний).
Таким образом, удалось установить, что яйца фасциолы в ряде случаев бывают такими же “хвостатыми”, как яйца фасциолоидеса, и по этому признаку отличить их нельзя. Кроме того, утолщение стенки яйца на том полюсе, где встречается “хвостик”, тоже бывает у обоих видов двуусток, и так же не может служить дифференциальным критерием.
Для демонстрации обнаруженных морфологических особенностей авторы обратились к художнице, владеющей не только кистью, но и навыками 3D моделирования, чтобы создать объёмные образы яиц фасциолы. OBJ файлы 3D моделей яиц F. hepatica (с “хвостиками” и без) доступны всем желающим по ссылке: https://doi.org/10.17632/h55hwpbr93.1
Кроме того, молекулярно-филогенетическими методами было подтверждено законное место северного оленя в списке дефинитивных хозяев фасциолы.
Ещё одно яйцо, по всем критериям подходящее под описание яйца F. hepatica, было обнаружено у дикого северного оленя с острова Северный, Новая Земля. Разумеется, необходимы дополнительные исследования, но, возможно, это самый северный очаг фасциолёза в мире.
Полученные описания и изображения детально отражают морфологию яиц печёночной двуустки и должны помочь медикам, ветеринарам и биологам всего мира в диагностике фасциолёза.
Работа выполнена командой исследователей под руководством выпускницы СПбГУВМ, Ольги Александровны Логиновой, ныне – сотрудницы ИПЭЭ РАН (Москва), и её коллегами при содействии Анны Алексеевны Крутиковой, СПбГУВМ, а также сотрудников нац. парка “Русская Арктика”, участников экспедиции «Плавучий университет-2023» и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. акад. Н.П. Лаверова Уральского отделения РАН (Архангельск).
Статья опубликована в режиме открытого доступа в журнале Food and Waterborne Parasitology (Q1) (https://doi.org/10.1016/j.fawpar.2024.e00237).