Совещание было открыто вступительным словом Министра сельского хозяйства Российской Федерации Патрушевым Дмитрием Николаевичем.
Увайдов Максим Иосифович – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, выступил с докладом «Тенденции развития аграрного образования и науки в условиях новых вызовов».
За прошедший год существенно обновился кадровый состав. В 5 вузах у нас назначены ректоры.
Что касается поручения о создании цифровой платформы кадрового резерва. Совместной работы Ставропольского ГАУ и «Россельсхозбанка». Работа активно ведется. Принято решение о встраивании цифрового проекта «АгроЛидер» в платформу «Я в Агро» АО «Россельсхозбанка».
Есть длящиеся поручения, которые находятся на постоянном контроле – это охрана объектов, пожарная безопасность, оптимизация имущественного фонда, создание эндаумент-фондов. Эти поручения в постоянном мониторинге и цифры стремительно меняются в положительную сторону.
В части создания эндаумент-фондов есть изменения. Они созданы еще в четырех вузах. В прошлом году был только один – в Саратовском ГАУ. Сегодня в этом вузе благодаря средствам фонда реализуется первый проект – создание информационного и профориентационного центра истории генетики для агроклассов. Это вклад в будущее вуза. Мы будем и дальше продолжать эту работу.
Все бюджетные места были закрыты в срок. Тем не менее, не секрет, что набор проходил достаточно сложно – в том числе по причине технических проблем суперсервиса «Поступление в ВУЗ онлайн».
Уважаемые коллеги, несколько слов хочу сказать о профориентации.
Мы с Вами этим занимаемся ещё в школах, ищем нашего абитуриента и это правильно. И в этом у нас уже есть опыт. Вузы активно идут в школы, открывают агроклассы. Совсем недавно мы провели совещание с Минпросвещения России по вопросу совместной работы, направленной на развитие агроклассов в регионах.
По работе с детьми мы совместно с Минобрнауки России, компанией «Иннопрактика» и фондом содействия инновациям проводим масштабные профориентационные проекты, которые помогают нам в обеспечение надежного притока в вузы талантливых и мотивированных на карьеру в АПК детей.
Вузы находят возможности оснащать научные площадки не только за бюджетные средства, выделяемые Минсельхозом, но и за внебюджетные средства, средства попечителей, бизнес-партнеров, за счет участия в крупных амбициозных федеральных проектах.
И как еще один результат совместной деятельности образования, науки и бизнеса, это вхождение наших 4-х ВУЗов в программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», а в этом году Воронежский ГАУ вошел в проект «Передовые инженерные школы» и 2 аграрных вуза (из 8-ми претендентов) (Дальневосточный ГАУ и Бурятская аграрная академия) вошли в дальневосточный трек программы «Приоритет 2030». Это прекрасный результат!
Россельхобанк, Росагролизинг, Фосагро, Мираторг, Продимекс, Черкизово, производители техники и многие другие региональные сельхозпроизводители создают классы в аграрных вузах, начитывают даже свои лекции. Есть интерес бизнеса в подготовке высококлассных специалистов аграрными вузами и это важно!
Вузы продолжают эту работу и действительно есть положительные результаты по количеству выигранных грантов и привлечению внебюджетных средств. Как всегда, есть лидеры и отстающие. Коллеги, ваше активное участие – это залог успеха вашего вуза, в том числе востребованность наших студентов и популяризация аграрного образования и науки! Прошу не снижать темпов!
Сегодня как никогда консолидация аграрного образования и аграрной науки способствует дальнейшему развитию единой системы подготовки специалистов и молодых ученых, востребованных реальным сектором экономики, бизнесом, наукой, готовых к решению задач, стоящих перед АПК.
«О текущем взаимодействии АО «Россельхозбанк» с аграрными вузами» рассказал Листов Борис Павлович – Председатель Правления АО «Россельхозбанк»
Три года назад в Россельхозбанке была открыта программа взаимодействия с агровузами. За это время нам удалось достичь заметных результатов по целому ряду направлений подготовки профессиональных кадров для АПК.
Мы начали с реализации стипендиальной программы для поддержки лучших студентов аграрных вузов. Более 400 будущих специалистов сельского хозяйства ежегодно получают от Банка именную стипендию. Это 15 тысяч рублей в месяц. По предложению Минсельхоза в 2022 году в программу включены молодые ученые, проходящие обучение в аспирантуре. Самым перспективным из них мы установили стипендию в размере 20 тысяч рублей ежемесячно.
Второй год нами проводится работа по открытию брендированных аудиторий, оснащенных современным технологичным оборудованием. Это места для организации точек кипения, мозговых штурмов и встреч с наиболее интересными профессионалами рынка. Сегодня открыта 21 аудитория. Одну из них, Дмитрий Николаевич, Вы видели в Тимирязевской сельхозакадемии. Уже выделены деньги на создание еще 3 аудиторий, в том числе здесь в здании Санкт-Петербургского госуниверситета ветеринарной медицины. Они начнут свою работу в начале следующего года.
Во всех филиалах Банка на территории 82 регионов организовано прохождение практики. Студенты аграрных вузов получают навыки финансистов, экономистов, юристов, бухгалтеров. Осваивают управление проектами. За год через Банк проходят более 250 человек.
Одним из важных направлений сотрудничества с аграрными вузами является построение современной инфраструктуры для студентов и преподавателей. Во всем мире для этого применяется формат кампусов.
Наши кампусные проекты позволяют совместить в одной пластиковой карте платежную карту, пропуск, читательский билет, студенческий билет, а в будущем и зачетную книжку.
Все аграрные вузы находятся на обслуживании в Банке, охвачены зарплатными проектами, продуктами, услугами и сервисами. Фонд оплаты труда аграрных вузов, проходящий через счета в Россельхозбанке. Доля Банка в ФОТ аграрных вузов составляет 84%.
В этом году мы запустили специальный проект для студентов агровузов и колледжей – конкурс Агролидеры России. Цель проекта – стать кузницей кадрового резерва для сельского хозяйства страны. Участники проекта не только получили дополнительные знания и навыки, но и презентовали свои новаторские идеи лидирующим компаниям отрасли. В проекте приняли участие более 2,5 тысяч студентов из 70 аграрных вузов и колледжей. Было представлено 155 проектов. В ходе проведения конкурса со студентами работали наиболее известные и успешные менторы из агробизнеса. В результате конкурсного отбора определены 10 победителей. Ими предложены идеи:
• повышения урожайности подсолнечника,
• ускоренного восстановления леса,
• продления срока годности сельхозпродукции,
• повышения качества корма.
Победители конкурса – это новое поколение. Они будут строить будущее нашего АПК!
Одним из важнейших направлений мы считаем работу с кадровым потенциалом в цифровом формате. Для этого Банк разработал Платформу «Я в Агро». Ее основная задача – помочь потенциальному работнику и сельхоз предприятию найти друг друга. На Платформе собрано более 13 тысяч отраслевых вакансий. Интеграция сервисов Платформы с сайтами и внутренними порталами аграрных вузов позволяет студенту разместить собственное резюме и найти своего работодателя. Через Платформу можно получить доступ к информационным системам 57 аграрных вузов, которые предлагают более 3 тысяч программ обучения по 192 направлениям. Также на Платформе размещена информация о 19 центрах дополнительного профессионального образования и 75 аграрных колледжах. Эти разработки реализованы в рамках партнерских программ с агровузами. Чтобы обеспечить их доступность, все сервисы на Платформе сделаны бесплатными.
В этом году по инициативе Министерства сельского хозяйства при участии Ставропольского ГАУ в экосистеме Банка начата реализация проекта «Агро Лидер». Результатом проекта станет создание системы подготовки резерва управленческих кадров АПК на ключевые руководящие позиции.
Хочу ещё раз поблагодарить Минсельзоз и агровузы за нашу коллаборацию в рамках проекта «Школа Фермера». Благодаря совместной работе за два года прошло 6 волн обучения. Количество регионов, участвующих в проекте, выросло до 56. Выпускниками «Школы Фермера» стали более 3 тысяч слушателей. Обучение прошло по 35 уникальным специализациям. В этом году появились новые дисциплины и направления: агротуризм, производство продукции для ресторанного бизнеса, виноградарство и органика.
Мы с вами создали возможность для людей, решивших сменить сферу деятельности, потерявших работу или бизнес, найти себя в сельском хозяйстве. Уникальность «Школы Фермера» в том, что всего за два месяца выпускники:
• получают необходимый объем теоретических знаний и практических навыков;
• разрабатывают и защищают бизнес-план, готовый к реализации;
• имеют возможность по окончании учебы получить грантовую поддержку от Министерства сельского хозяйства, льготы от региональной власти и кредит на развитие от Россельхозбанка.
Для тех, кто хочет самостоятельно пройти курс обучения и стать фермером, мы выпустили учебное пособие «Фермерство для начинающих». Здесь есть все необходимое. От пошаговой инструкции по открытию агробизнеса до готовых моделей. Можно выбрать пчеловодство, выращивание ягод или открытие семейной фермы. За короткий срок пособие собрало много положительных отзывов от действующих и начинающих фермеров.
Известно, что во всем мире применяют такие инструменты поддержки аграрных вузов как эндаумент-фонды. В 2022 году мы организовали два таких фонда для Воронежского аграрного университета и Тимирязевской сельхозакадемии. Это дополнительный источник постоянного внебюджетного финансирования.
Мы собираемся двигаться дальше, вместе с Вами развивать и совершенствовать систему кадрового обеспечения агропромышленного комплекса!
«О современных цифровых трендах в аграрном образовании» выступила с докладом Батурова Елена Анатольевна – директор Центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк»
«О работе Ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства» доложил Трухачев Владимир Иванович – ректор ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», председатель НО «Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства»
Создать такую общественную организацию было решено на совещании ректоров вузов, подведомственных Минсельхозу России в далеком 1993 году. Членами этой Ассоциации являются на сегодняшний день 54 вуза. Не все они теперь находятся в ведении Минсельхоза России, но их объединяет общая задача – подготовка кадров для АПК, развитие науки в сфере АПК, совершенствование воспитательной и спортивно-оздоровительной работы.
Ну и конечно их продолжает объединять Ассоциация, задачей которой является – организация взаимодействия и сотрудничества между членами Ассоциации по всем этим вопросам.
Председателем Ассоциации меня избрали в октябре 2018 года, в соответствии с уставом Ассоциации – на 5 лет.
В составе Ассоциации созданы президиум, региональные отделения, советы по различным направлениям деятельности. Вся работа проводится вузами – членами Ассоциации.
Для координации деятельности создана дирекция в составе 5-ти человек, которая обеспечивает организационное и информационное сопровождение проведения мероприятий Ассоциации.
1. Организация взаимодействия членов Ассоциации в научной работе (при активном участии Совета проректоров по НИР и Всероссийского совета молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений)
2. Организация взаимодействия членов Ассоциации в учебно-методической работе (при активном участии Совета проректоров по учебной работе)
3. Организация взаимодействия членов Ассоциации в спортивно-массовой работе (при активном участии Совета по физической культуре и спортивно-массовой работе)
4. Организация взаимодействия членов Ассоциации в воспитательной работе (при активном участии Совета по координации воспитательной деятельности в аграрных вузах)
Всего в 2022 году проведено 114 мероприятий с участием или при поддержке Ассоциации. На слайде показаны мероприятия с наибольшим охватом студенчества.
Например, конкурс на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых. В первом вузовском туре приняли участие 9 тыс. студентов и 1 тыс. аспирантов.
Количество номинаций: 14 для студентов, 7 для аспирантов.
Во втором туре участвовали представители из 54 аграрных вузов. Участники:
студенты – 862 чел.
аспиранты и молодые ученые – 223 чел.
Было сформировано дирекцией Ассоциации совместно с 44 вузами и утверждено директором Депнаучтехполитики 147 конкурсных комиссий.
3 этап Конкурса (2022 г.)
Участвовали 358 студентов из 53 аграрных вузов, 138 аспирантов и молодых ученых из 48 аграрных вузов.
Было сформировано и утверждено 20 конкурсных комиссий.
Всего победителей и призеров – 144 чел. из 37 вузов
Победители и призеры, занявшие 1-3 места, получили дипломы Минсельхоза России и премии Россельхозбанка, 4-6 места и дополнительные номинации – дипломы Ассоциации «Агрообразование».
По количеству победителей, призёров (занявшие 1-6 места) и получивших признание в дополнительных номинациях:
1. Российский ГАУ-МСХА – 15 чел.
2. Ставропольский ГАУ – 13 чел.
3. Воронежский ГАУ – 10 чел.
Другой пример. Участие в проведении конкурса «Студенческий стартап».
Фонд содействия инновациям в феврале 2022 года при информационной поддержке Ассоциации «Агрообразование» открыл прием заявок на конкурс «Студенческий стартап».
Главная цель конкурса — сделать университеты местом запуска стартапов, стимулировать молодежное предпринимательство в стране. 290 студентов аграрных вузов подали заявки на конкурс. Наибольшее число поступило по таким номинациям, как Цифровые технологии, Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, Биотехнологии.
На базе 8 аграрных вузов были созданы комиссии по заслушиванию конкурсантов. Конкурсный отбор прошли 102 студента аграрных вузов. Каждый из них получит по 1 млн. руб. на развитие своего дела. Больше всего участников в этом конкурсе – из Тимирязевки, в том числе 25 победителей.
Можно много интересного рассказать и о других мероприятиях, проводимых Ассоциацией под руководством и совместно с Минсельхозом России. Буквально вчера на подпись статс-секретарю – заместителю Министра Максиму Иосифовичу Увайдову представлены на подпись дипломы победителей конкурса Аграрная книга. Отправим в вузы. Для авторов будет подарок к Новому году.
Есть юбилейные мероприятия. Будем готовиться к 20 Универсиаде. Первая прошла в Рязани в 2003 году. Планируем тоже провести на базе Рязанского агротехнологического университета имени П.А. Костычева зимой 2024 года.
Будет десятый фестиваль студенческого творчества. Надеемся провести его, как и первый на Волге – в Саратове.
«Биотехнологии как приоритетное направление научно-технологического развития АПК» выступил с докладом Исайчев Виталий Александрович – ректор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»
Научно-технологическое развитие сельского хозяйства, являющегося сегодня одной из требующих активного внедрения отечественных технологий отраслью, требует комплексного решения существующих проблем научного обеспечения.
К числу приоритетных направлений научно-технологического развития АПК можно смело отнести и биотехнологию, как в целом, так и ее отдельные разделы, являющиеся ярким примером «высоких технологий», с которыми связывают перспективы развития многих аграрных производств, импортозамещения и развития органического сельского хозяйства.
Применение современных биотехнологических продуктов позволяет повышать урожайность сельхозкультур, качество продукции, сохранность и продуктивность животных, устойчивость к патогенным и неблагоприятным условиям окружающей среды, снижать способность накапливать гербициды и пестициды, ускорять производственные процессы, увеличивать сроки хранения сельскохозяйственной продукции и др.
Использование биотехнологий обеспечивает снижение себестоимости продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Все отрасли сельского хозяйства и смежные с ним отрасли являются потребителями биотехнологических продуктов.
Для отрасли растениеводства биотехнологическая наука выводит новые сорта сельскохозяйственных растений, стимуляторы роста, биоудобрения, биологические средства борьбы с сорняками, грызунами и фитопатогенами.
Животноводство и аквакультура достаточно широко используют достижения биотехнологической науки — это новые породы сельскохозяйственных животных и птицы, биологические и клеточные препараты для диагностики, профилактики и лечения заболеваний животных, птицы и рыбы, сбалансированные комбикорма, премиксы, ферменты, силосные закваски, биопродукты пробиотического, пребиотического и синбиотического действия.
Для пищевой и перерабатывающей промышленности разрабатываются биотехнологии глубокой переработки пищевого сырья, получения пищевого белка, ферментных препаратов, заквасок, витаминов, получения функциональных пищевых продуктов.
Переходя к вопросу состояния исследовательской деятельности в области биотехнологии в масштабах страны, отметим, что согласно открытым данным ЕГИСУ тематика НИР, выполняемых научными коллективами аграрных вузов достаточно разнообразна и охватывает широкий спектр направлений (разработанных биотехнологических продуктов), из которых можно выделить следующие:
• Новые сорта сельскохозяйственных растений
• Штаммы микроорганизмов и микробные консорциумы
• Биологические препараты для диагностики, профилактики и лечения заболеваний животных и птицы
• Биологические препараты для биопроцессинга пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья
• Сбалансированные комбикорма, премиксы, ферменты
• Гидробионты как источник биомассы, продукты, полученные из гидробионтов
К числу вузов, выполняющих наибольшее количество научно-исследовательских работ в области биотехнологии можно отнести следующие:
Российский ГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева
Ставропольский ГАУ
Ульяновский ГАУ
Мичуринский ГАУ
Красноярский ГАУ
Уральский ГАУ
Оренбургский ГАУ
Воронежский ГАУ
Омский ГАУ
Башкирский ГАУ
Если говорить о реализации аграрными вузами образовательных программ в области биотехнологии за период с 2020 г. по сегодняшний день, то ситуация складывается следующим образом:
По программам бакалавриата и магистратуры по соответствующим образовательным программам в аграрных вузах среднегодовая численность обучающихся по направлению составила 896 чел., среднегодовой прием – 274 чел., среднегодовой выпуск – 184 чел.
Среднегодовая численность аспирантов составляет 161 чел., прием аспирантов – 45 чел., выпуск – 27 чел., в том числе с защитой 9 чел.
Добавлю, что вопрос развития аграрных биотехнологий является одним из важнейших приоритетов для нашего университета и исследованиями охвачены все вышеперечисленные отрасли АПК.
Большинство проектов выполняется в рамках государственного задания, грантов, программы «Приоритет 2030».
Исследовательская работа осуществляется в области:
• разработки фаговых препаратов
• молекулярной генетики
• новых кормов и кормовых добавок
• разработки микробиальных препаратов
• биотехнологии развития высокопродуктивной, экологически чистой индустриальной аквакультуры
• разработки клеточных препаратов
В рамках проекта «Карбоновые полигоны России» планируется разработка микробиологических препаратов, позволяющих сокращать выбросы двуокиси углерода в атмосферу. Применение биотехнологических подходов для решения данной проблемы, на наш взгляд, можно рассматривать как перспективное как с научной точки зрения, так и в части привлечения вузами дополнительных внебюджетных средств.
Подводя итоги представленного доклада, хочу отметить, что, несмотря на определенные успехи, для обеспечения развития биотехнологий в аграрном секторе экономики необходима определенная перезагрузка в образовательной и научных сферах.
Считаю, что в данном направлении аграрным вузам необходимо активнее и эффективнее использовать существующие механизмы государственной поддержки, такие как федеральные научно-технические программы, программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», государственное задание.
Существующие механизмы господдержки можно дополнить и региональным подходом – это формирование региональных биотехнологических программ и биокластеров в субъектах Российской Федерации.
«Участие аграрных вузов ДФО в программе «Приоритет-2030. Дальний Восток» доложил Тихончук Павел Викторович – ректор ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет»
24 июня 2021 года Министерство науки и высшего образования объявило о запуске одной из самых масштабных и престижных в истории России программ государственной поддержки российских вузов – программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты», в которую уверенно вошли ведущие аграрные вузы России.
Высокие входные критерии – численность контингента студентов очного обучения 4000 человек и объем финансового обеспечения деятельности вуза 1,0 млрд. рублей, не позволили основной группе вузов Дальнего Востока стать получателями гранта, несмотря на наличие научного потенциала и амбициозных планов развития.
В августе 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в правила проведения отбора, на основании которых сформирована отдельная группа критериев для вузов Дальнего Востока.
Начиная с сентября 2021 года 34 дальневосточных вуза включились в работу по вхождению в проект. В рамках подготовки к участию в проекте было проведено 4 стратегические сессии, 20 вузов макрорегиона допущены к заключительному этапу отбора, в том числе все 4 аграрных вуза, расположенных на территории Дальневосточного округа. Победителями конкурсного отбора стали 8 дальневосточных вузов, в том числе 2 вуза, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ – Дальневосточный ГАУ и Бурятская сельскохозяйственная академия.
Очень интересный и уникальный стратегический проект представлен Бурятской ГСХА «БайкалБиоФарм: лекарственное растениеводство», целью которого является разработка адаптированных технологий возделывания лекарственных растений.
Необходимость реализации дальневосточного трека программы «Приоритет-2030» объясняется огромным потенциалом Дальнего Востока. Это принципиально другая программа, которая имеет свои особенности и будет отвечать на запросы Дальневосточного федерального округа и России в целом. Она учитывает удаленность территории и особенности ее развития.
Так, например, только в Амурской области, которая исторически считается основным аграрным регионом Дальнего Востока, производится 35% сои – важнейшей стратегической культуры в стране. В области построен первый в России завод по глубокой переработке сои, реализуются инвестиционные проекты в животноводстве и перерабатывающей промышленности, построен самый высокотехнологичный гражданский космодром «Восточный», магистральный газопровод «Сила Сибири», крупнейший в мире газоперерабатывающий завод, первый автомобильный мост в Китай. На территории Амурской области реализуются масштабные проекты территорий опережающего развития. Система управления логистическими цепями поставок региона хорошо встроены в логистику соседнего Китая. Эти преимущества открывают новые широкомасштабные перспективы реализации российских проектов в азиатско-тихоокеанском регионе, которые вызывают особенный интерес в условиях сворачивания европейского сотрудничества.
Вместе с тем, реализацию этих проектов существенно ограничивает увеличивающееся сокращение численности населения в Амурской области и в регионе в целом. Поэтому в качестве важнейшей задачи дальневосточного трека программы «Приоритет-2030», организаторы называют снижение оттока населения и привлечение абитуриентов из-за пределов Дальневосточного федерального округа. Это сложнейшая и чрезвычайно трудно реализуемая миссия.
Но привлекательность территории региона, ускоренные темпы ее развития, близость Китая, как стратегического партнера, возможность студентов проходить стажировки и практическую подготовку, а также обучаться в вузах этой страны на грантовой основе, становится основой престижности дальневосточных вузов для абитуриентов, в том числе центра России.
Благодаря поддержке Министерства сельского хозяйства РФ университету удалось сохранить и расширить научно-производственный потенциал в селекции и семеноводстве, инвестировав в эту сферу за последние 5 лет более 92,5 млн. рублей, в том числе за счет целевых субсидий Минсельхоза на сумму 31,2 млн. рублей.
За последние 2 года в государственный реестр селекционных достижений внесены сорт ячменя, сорт пшеницы и 2 сорта сои. Переданы на государственное сортоиспытание сорт мягкой яровой пшеницы и 2 сорта сои. Проводимая работа позволяет ежегодно увеличивать объем реализации оригинальных семян и стать ключевым звеном системы семеноводства региона. В настоящее время объем производства семян – 250 тонн, программа позволит увеличить его в 2 раза – до 500 тонн, что полностью удовлетворит потребности региона.
Неслучайным поэтому Дальневосточный аграрный университет представил программу развития для реализации целей дальневосточного трека Приоритета-2030, построенную на чрезвычайно важном для региона, да и для России в целом, стратегическом проекте «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур». Цель проекта – создание научно-производственной системы развития отечественной селекции и семеноводства обеспечение продовольственной безопасности региона и России.
В качестве ключевых партнеров реализации стратегического проекта привлечены крупнейшие компании аграрного сектора региона. Реализация семян, как результата развития стратегического проекта университета, запланирована через хорошо сформированную сеть филиалов компании «Таргет-агро» во всех соя сеющих регионах России.
Развитие научных исследований по селекции и семеноводству планируется во взаимодействии с учеными Китая, который является крупнейшим потребителем сои в мире. Только в соседней с Амурской областью провинции Хейлунцзян за последние 10 лет создано 447 сортов сои. Ученые КНР совершили колоссальной рывок в исследованиях по сои и достигли в новых сортах содержания белка в 46,78 %, а также высокого уровня скороспелости, которых нам необходимо достичь в ближайшее время.
Вместе с тем, логика гранта такова, что сам проект становится лишь точкой развития и не является абсолютным предметом интереса органов исполнительной власти.
Идеология программы развития университета состоит в том, что отечественная селекция приведет к новым технологиям, а значит потребует от вузов новые образовательные программы для технологического прорыва в сельском хозяйстве. Площадка генерации новых компетенций становится не только основой для опережающей постоянной подготовки не только студентов, но и специалистов аграрной отрасли.
Университетское сообщество аграрных вузов, взаимодействуя между собой, пользуясь постоянной поддержкой Министерства, как мы считаем, имеет громаднейший потенциал реализации стратегических проектов развития в рамках престижнейшей за времена развития высшего образования программы «Приоритет 2030».
Вносим на обсуждение Министерства ряд предложений, которые позволят обеспечить эффективность реализации стратегических проектов вузами, вошедшими в программу «Приоритет 2030».
«Предпринимательская точка кипения: территория развития студенческих стартапов» выступила с докладом Ижмулкина Екатерина Александровна –
ректор ФГБОУ ВО «Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия»
С учетом новых вызовов в аграрной отрасли перед каждым вузом стоит задача модернизации не только подхода к обучению высококвалифицированных специалистов, но и научной деятельности. Мы готовы преодолеть путь от агента по подготовке кадрового резерва для предприятий АПК до университета в составе консорциума, создавать инновационные знания с их последующей коммерциализацией.
Развитие молодёжного студенческого предпринимательства является одной из 42-х стратегических инициатив Правительства, утвержденных в октябре 2021 года. Многие аграрные вузы уже совершенствуют свой подход к образованию согласно утвержденной программе.
Ставропольский ГАУ и Кузбасская ГСХА в рамках нового федерального проекта 2022 года «Платформа университетского технологического предпринимательства», получили господдержку на создание предпринимательских точек кипения, а Санкт-петербургский университет ветеринарной медицины – на создание стартап-студии.
В Кузбасской ГСХА территория развития предпринимательства спроектирована совместно с Россельхозбанком. Пять локаций для коллективной работы: «Проектируй», «Моделируй», «Инвестируй», «Предпринимай» и «Развивай» дополняются оснащенным современным оборудованием и лабораторными помещениями.
Развитие технологического предпринимательства в университетах включает 3 этапа:
На первом этапе необходимо формирование «моды» на технологическое предпринимательство среди студентов и преподавателей. В этом году в аграрных вузах – участниках проекта организовано более 100 мероприятий, а охват уникальных участников планируется более, чем 6000 человек. Одним из подобных мероприятий является просветительский проект «Агролидеры России» от Россельхозбанка.
Показателем эффективности такой деятельности является концентрация таких студентов в вузе. По данным статистики, в среднем по России такой показатель составляет не более 5%, наша амбиция — утроить текущее значение.
Следующим этапом, направленным на поддержку технологического предпринимательства, является обучение и акселерация. Такие программы уже сейчас реализуются аграрными вузами совместно с Университетом 2035, Россельхозбанком, АСИ и другими институтами развития.
В Кузбассе Акселерационная программа Школа фермеров реализуется уже второй год под финансовой поддержкой банка, а также с привлечением внебюджетных средств из других источников.
Пользуясь случаем, позвольте от всего сообщества аграрных вузов выразить благодарность Россельхозбанку и лично председателю правления Борису Павловичу Листову за партнерство, стипендиальные программы и развитие предпринимательских инициатив. Также, просим рассмотреть возможность пролонгации этого проекта на последующие годы.
Для строительства студенческих бизнесов аграрные вузы становятся частью предпринимательской среды. В каждом аграрном университете создаются малые инновационные предприятия, доходы которых в 2021 году составили более 800 млн. руб. Необходимым условием системной работы в этом направлении является создание стартап-студий. Они станут центром принятия решений, какие научные разработки будут основой бизнес-идеи студенческих стартапов, возьмут на себя юридическое и бухгалтерское сопровождение.
Проекты: Чат-бот для ветеринарных клиник Вавиловского университета, емкостной датчик влажности почвы РГАУ им. Тимирязева, проект микроклонального размножения земляники Ставропольского ГАУ, производства серии фитобиотических суперфудов для спортивных лошадей Кузбасской ГСХА готовы к реализации.
Преградой для быстрого запуска стартапов является достаточно ограниченный бюджет. Как правило, размер гранта на студенческие стартапы не более 1 млн. руб., на эти средства не приобретешь необходимую для развития технику или оборудование. Росагролизинг – надежный партнер многих аграрных вузов в обеспечении сельскохозяйственной техникой. Просим руководство Росагролизинга рассмотреть возможность по разработке специальных льготных программ, доступных для вновь созданных компаний.
Это позволит осуществить первые продажи и ускорить запуск серийного производства уже проработанных бизнес-идей с созданными прототипами
«Состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в аграрных вузах» доложил Соловьев Дмитрий Александрович – ректор ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова»
Среднее профессиональное образование в системе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации имеет стратегическое значение для многоуровневой подготовки кадров для агропромышленного комплекса страны.
39 профильных вузов реализуют образовательные программы СПО, приведенный контингент обучающихся – более 31,5 тысяч человек. В 12 вузах он превышает 1 тысячу.
За последние шесть лет прием на программы СПО увеличился более чем на 50%.
1 сентября 2022 года стартовал федеральный проект «Профессионалитет» и создан 71 образовательно-производственный кластер по 8 отраслям, включая сельское хозяйство. Среди аграрных вузов победителей конкурса стали пять аграрных вузов – Вавиловский университет, Волгоградский ГАУ, Омский ГАУ, Пензенский ГАУ и Ставропольский ГАУ.
В Саратовской области в апреле 2022 года было заключено Соглашение о партнерстве в целях создания и развития образовательно-производственного центра (кластера) на базе Вавиловского университета.
В состав кластера вошли Министерство сельского хозяйства и Министерство образования Саратовской области, 11 организаций и предприятий реального сектора экономики АПК, управление ветеринарии, НИИ и 5 сетевых образовательных организаций СПО области.
Для реализации в проекте были выбраны 4 приоритетные образовательные программы, разработанные под запросы работодателей: Агрономия, Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, Ветеринария, Технология продуктов питания животного происхождения.
В этом году на 1 курс кластера принято практически 1 тысяча (929) человек, в том числе 65% (606) в университет.
По сути, Профессионалитет – это трансформация системы СПО.
Основные изменения:
– вовлечение в образование работодателей через инвестиции в образование и активное участие в подготовке кадров и наставничестве;
– модернизация образовательных программ в плане внедрения практикоориентированного обучения, цифровизации, сокращение сроков обучения (3 года вместо 4).
Как результат – на выходе мы получаем профессионала с широким набором навыков и, самое, важное, с гарантированным трудоустройством. При этом запрос на данные кадры колоссальный.
На базе университета созданы 4 инновационные площадки – Мясопереработка и биотехнологии, Агротехсервис, Ветеринария, Агрономия, которые включают в себя 20 мастерских и лабораторий, в том числе 4 цифровые.
Вклад индустриальных партнеров в создание площадок составил более 42 млн. рублей, как непосредственно денежных средств, так и передачи имущества – самоходных машин и тракторов.
Благодаря поддержке Министерства и выделению субсидий в этом году мы приобрели сельскохозяйственную технику, которая также будет использоваться для подготовки студентов по проекту Профессионалитет.
Все площадки оснащены необходимым оборудованием и уже используются в учебном процессе.
Для руководства кластером сформирована управляющая компания в форме коллегиального совета.
Проведена пересборка образовательных программ под запрос партнеров. Особое внимание уделено получению студентами дополнительных рабочих профессий. По некоторым предполагается освоить до 4 рабочих профессий. Это важно в тч в рамках подготовки студентов к весенне-полевым работам и получения ими удостоверений трактористов-машинистов.
На основании изменений в статьи Федерального закона об образовании колледжи и техникумы могут в своей структуре создавать учебно-производственные комплексы. Однако в наших вузах данные комплексы уже много лет успешно функционируют как учебно-базовые хозяйства.
В заключении хочу поблагодарить Вас, Дмитрий Николаевич, за поддержку аграрных вузов, вошедших в федеральный проект «Профессионалитет», что позволило нам вывести среднее профессиональное образование на принципиально новый уровень, соответствующий запросам экономики отрасли, это новый стандарт в подготовке специалистов среднего звена на ближайшие годы.