Под превосходящими силами противника с тяжелыми боями и большими потерями с обеих сторон отходим под Кингисепп и Старый Петергоф. Урицк и Стрельна уже захвачены немцами. Отступать некуда. Укрепляемся на «Ораниенбаумском плацдарме» – узкой прибрежной полосе (простреливаемой противником), простирающейся от Ораниенбаума (г. Ломоносов) до Калища-Таменгонт. Гостилицы, Илики, Котлы, Копорье – были у немцев. Наш плацдарм днем и ночью обстреливался артиллерийским огнем, с утра до вечера бомбили авиация. Фашисты хотели уничтожить нашу небольшую военную группировку, чтобы войти на берег Финского залива напротив Кронштадта. Нам было приказано «выстоять». Были вынуждены весь конский состав, орудия и машины укрыть в блиндажи (ямы в земле покрытые бревнами в 2-3 ряда). Блиндажи солдат и офицеров сверху еще покрывались камнями и все тщательно маскировалось. Другого способа удержаться не было потому, что количество боеприпасов для орудий и автоматов было ограничено из-за трудности транспортировки. Все на плацдарм доставлялось ночью через Финский залив с Лисьего носа, а Ленинград уже был отрезан от «Большой земли» поэтому в продовольствии и боеприпасах нуждался как и мы.
Уменьшился паек солдатам и офицерам. Временами, когда барка с продовольствием не приходила – выдавали из «НЗ» сухари по 75 г. на сутки (один сухарь) или 150 г. хлеба. Часто не было крупы, сахара, папирос. Люди стали болеть и даже умирать от недоедания. Конский состав не получал сена. Для лошадей заготовляли березовые или ольховые ветки, рубили их, запаривали в котлах иногда сдабривали хлопчатниковым жмыхом и кормили. Многие лошади не ели и тогда погибали от голода – истощения.
Тяжелое положение не сломило боевого духа воинов. Каждый готов был бороться и победить. Большую роль в политической и моральной поддержке воинов играла партийная организация. Мне выпало в течение трех лет блокады на Ораниенбаумском плацдарме, исполняя обязанности старшего вет.врача артиллерийского полка, быть парторгом и одновременно комиссаром тыла полка (совмещали эти обязанности в одном лице). Комсоргом тыла полка все это время был П.К. Петренко – вет. фельдшер, после окончания войны окончивший наш институт и ныне работающий в Идрицком зооветтехникуме.
Начальником ветеринарной службы дивизиона, в которую входила наша часть, был П.И. Поликашев, ныне заведующий аспирантурой в нашем институте.
Зимой 1944 года по льду Финского залива на «Ораниенбаумский пятачок» прибыло большое подкрепление и отсюда началось решающее общее наступление войск Ленинградского фронта. Мы были рады проходить, уже как хозяева, по Гостилицам, Ропше, Кингисеппу, Нарве, Риге – теперь уже навсегда освобожденным от фашистской оккупации.
При Ломоносовском райвоенкомате есть Совет ветеранов – защитников «Ораниенбаумского плацдарма». В 20 летний юбилей Победы многие однополчане собрались на городской митинг в Ломоносове, вспомнили боевые дела и павших героев. Артиллеристы – сходили на «огневые позиции» вблизи Мартышкина, многих и многое вспомнили при этом.
Хочется, чтобы молодое поколение – не забыло боевые и трудовые подвиги своих отцов и старших братьев, отстоявших Родину в смертельном бою, и были достойными нашего великого государства.